8(495)256-06-09

Эффективность рекламы: показатели, методы и как оценить

Можно потратить много времени на настройку рекламы:
  • собрать портрет целевой аудитории;
  • определить цели кампании;
  • разделить аудиторию на сегменты;
  • собрать семантическое ядро;
  • придумать креативы, УТП и оффер;
  • запустить рекламную кампанию.
Но всё зря, когда бюджет уходит на дорогих лидов или вовсе их не приносит. Чтобы не сливать бюджет, нужно постоянно оценивать эффективность рекламы — показатели, которые отражают, насколько выгодны вложения в неё.

Зачем оценивать эффективность рекламы

Часто рекламные кампании — самая большая статья маркетингового бюджета. Важно анализировать показатели эффективности рекламы, если бизнес хочет:

  • понимать, как работает реклама и маркетинговые гипотезы;
  • следить, выполняется ли KPI. Например, регистрации, узнаваемость бренда или повторные продажи;
  • вовремя видеть неэффективные рекламные кампании и отключать их;
  • привлекать только потенциальных клиентов;
  • оптимизировать и планировать рекламный бюджет;
  • корректировать цели и задачи.

Критерии эффективности рекламы

Обычно выделяют две составляющие: финансовую (её ещё называют экономической или торговой) и коммуникативную (брендовую).

В основном, экономическая эффективность зависит от потенциальных клиентов в начале воронки продаж.
Анализируя экономическую эффективность оценивают:
  • затраты на рекламу;
  • количество продаж до запуска рекламы и после — принесла ли реклама повышение спроса и объёма продаж;
  • прогноз показателей с результатами рекламной кампании.

Получить оценки бывает сложно, а результаты могут получиться с погрешностью. Так бывает, потому что реклама может оказать мгновенный эффект и сразу привести к конверсии, а иногда клиенты проходят долгий путь от перехода по рекламному объявлению до покупки. Например, они переходят по рекламному объявлению, добавляют сайт в закладки, возвращаются через неделю и читают отзывы, а оплачивают заказ только через месяц.

Коммуникативная или брендовая эффективность тоже чаще зависит от потенциальных клиентов, которые находятся в начале воронки продаж. А иногда от тех, кто ещё не думает о покупке и не осознаёт необходимость товара или услуги.
Эту эффективность оценивают с точки зрения влияния на аудиторию: запоминается ли реклама, побуждает ли переходить по ссылкам и совершать целевое действие. Оценивая коммуникативную эффективность анализируют:
  • количество пользователей, которые увидели рекламу и перешли по ней;
  • узнаваем ли бренд;
  • рост количества брендовых запросов в поисковиках;
  • репутацию компании среди потенциальных покупателей;
  • лояльность постоянных клиентов;

Проанализировать коммуникативную эффективность можно с помощью опросов, маркетинговых исследований, анкетирования, сплит-тестов и сквозной аналитики. У коммуникативных кампаний отложенный эффект, поэтому часто они опосредованно влияют на продажи. Зато результаты дают понять, что можно улучшить в коммуникациях с клиентами.

Этапы оценки эффективности

Эффективность рекламы обычно оценивают в три шага:

1. Первичная оценка перед тем, как запустить рекламную кампанию.
Такая оценка нужна, чтобы определить метрики, по которым нужно оценивать результаты рекламной кампании.

2. Анализ текущей рекламы.
В зависимости от длительности кампании, такой анализ проводят 1-2 раза в день или неделю. Он помогает вовремя скорректировать кампанию и маркетинговый план.

3. Анализ результатов.
Его проводят после завершения рекламной кампании, чтобы оценить её результаты и запланировать следующие кампании и маркетинговые активности.

Метрики оценки эффективности рекламы

Это главная задача медийной рекламы, потому что она хорошо работает в начале воронки, когда пользователи ничего не знают о компании или бренде.

Метрики, которые используют при вовлеченности пользователей

Показатель отказов
Процент пользователей, которые покинули сайт в течение 15 секунд или просмотрели не больше одной страницы.
Отказы могут быть, если рекламное объявление обещает одно, но при переходе пользователи видят другое. А еще — если пользователям неудобно пользоваться сайтом. Например, долго открываются страницы, сложная навигация или долгий процесс регистрации.

Время на сайте
Метрика показывает, сколько времени пользователи провели на сайте между первым и последним событиями в одной сессии. Например, просмотрели одну страницу и перешли на другую, переходили по ссылкам на другие площадки, скачивали файлы.

Глубина просмотра
Показатель отражает, сколько страниц между первым и последним событиями в одной сессии просмотрели пользователи.
Низкое значение этого показателя не всегда означает, что рекламная кампания неэффективна. Например, следить за этой метрикой бессмысленно, если реклама ведет на одностраничный сайт.

Метрики, которые используют при оценке каждой отдельной кампании

Conversion Rate — CR
Показывает долю пользователей, которые совершили целевое действие, например, зарегистрировались, оставили контакты, оплатили заказ, от общего числа посетителей сайта.
Пользователи двигаются по воронке продаж с разной скоростью и не сразу делают заказ или оплачивают покупку. Для более точной оценки лучше учитывать окно конверсии — промежуток между первым переходом из рекламы до конверсии.

Click-Through Rate — CTR Показатель, сколько всего пользователей, которые увидели рекламу, кликнули по ней. При этом не важно, совершили они целевое действие, или нет.
CTR поможет оценить, какие рекламные объявления привлекают больше пользователей, а какие можно откорректировать или отключить.
Высокий CTR не обязательно означает, что реклама настроена эффективно. Возможно, просто используются супер кликбэйтные УТП, которые не отражают реальное предложение. CTR в таких ситуациях высокий, а CR, наоборот, низкий.
Семён Шаляев,
Руководитель отдела контекстной рекламы

Cost per Click — CPC

Показатель, который поможет оценить, сколько стоит один клик и переход из рекламы.

Cost per Mille — CPM

Метрика, которая поможет оценить, сколько компания тратит, на каждую 1000 показов уникальным пользователям.

Cost per Action — CPA и Cost per Lead — CPL

Метрики, которые показывают, сколько стоит целевое действие и целевой лид.

Cost per Order — CPO

Стоимость целевого действия. Показатель, который отображает, сколько стоит привлечение одного клиента, который оформит заказ, купит товар или оставит заявку на определенную услугу компании.
Метрики, которые оценивают не отдельную рекламную кампанию, а все маркетинговые активности по продвижению бренда или продукта. Анализ этих показателей позволяет определить, насколько хорошо работает маркетинг компании.

Return On Ad Spend — ROAS

Метрика показывает, какую прибыль получила компания с каждого рубля, потраченного на рекламу.
Например, компания потратила на рекламу 7000 и получила 70 000 рублей. ROAS — 1000 %.

Return on Investment — ROI

Показатель того, как окупаются все вложения компании в продукт и его рекламу.

Customer Acquisition Cost — CAC

Все маркетинговые затраты, которые потребовались, чтобы привлечь клиента. Например, формула может быть такой:

Доля рекламных расходов — ДРР

Показатель соотношения затрат на рекламу к доходу.

Return on Marketing Investment — ROMI

Показатель рентабельности вложений только в маркетинг.
Значение коэффициента менее 100% означает, что окупаемости нет.

Research Online, Purchase Offline — ROPO

Показатель, который важен для анализа продаж онлайн и офлайн. Он отражает процент клиентов, которые купили продукт офлайн, а узнали о нём из рекламы онлайн.
Чтобы рассчитать эту метрику, нужно взять информацию о покупках из CRM и действиях клиентов на сайте из систем аналитики, а потом объединить их в системе для анализа данных, например, Power BI.

Lifetime Value — LTV

Показатель, какой доход принесёт клиент за всё время.

Это очень важная метрика. В некоторых бизнесах, например, в доставке воды, первый заказ из-за высокой конкуренции и разогретого аукциона всегда убыточен. И без расчёта LTV просто стандартными СРО / СРА никогда не понять, эффективна ли реклама.
Семён Шаляев,
Руководитель отдела контекстной рекламы

Churn Rate

Коэффициент оттока клиентов. Отражает, соотношение людей, которые перестали быть клиентами за определённый период к тому, сколько их было в другой период.

Revenue Churn

Коэффициент оттока доходов. Показатель, который помогает оценить потерю прибыли после ухода клиентов. А ещё поможет в оценке потери доходов, если клиенты стали платить меньше, чем в периоды до этого.

Почему у рекламы может быть низкая эффективность

Неправильно определены цели кампании.
Конечная цель всегда — продажа и прибыль. Но иногда в маркетинговой стратегии цели для определённых пользователей могут быть промежуточными. Например, подписка, просмотр видео, или регистрация.

Продукт не выделяется на фоне конкурентов.
Важно отстраиваться от них и предлагать потенциальным покупателям то, что не смогут предложить другие игроки рынка.

Неправильно сформулировано УТП.
Уникальное торговое предложение должно доносить потенциальным покупателям ценность и уникальность продукта.

Неправильно определена целевая аудитория.
Или рекламная кампания настроена на неправильный сегмент пользователей. Рекламные кампании с идеальными настройками не принесут клиентов и прибыль, когда их видят незаинтересованные пользователи.

Некорректная оценка эффективности рекламы.
Какие ошибки можно сделать при анализе эффективности:
— анализировать показатели рекламы и не сравнивать их с метриками за предыдущие периоды;
— снимать данные нерегулярно и бессистемно — это мешает быстро заметить снижение показателей, изменить настройки рекламной кампании или вовсе её выключить;
— сравнивать данные за разные промежутки времени: неделю и месяц.

Есть нюансы, которые не учли при аналитике.
На результаты может повлиять время года, активность конкурентов, релиз новых продуктов и изменения в законодательстве. Например, если сравнивать показатели продаж ёлочных игрушек в декабре и январе, январские показатели будут сильно ниже. А если вы и ваш более крупный конкурент продвигаете одинаковый продукт, впечатляющие результаты получить будет сложнее.

Вывод

Оценка эффективности рекламы поможет в анализе:
  • какое объявление, по какому запросу, в какой рекламной системе принесло заказы;
  • сколько стоило их привлечение;
  • окупаются ли вложения в рекламу.

Глобально, в продвижении важно не сколько бизнес потратил на рекламу, а вернутся ли средства, вложенные в неё. Важно постоянно уделять время оценке эффективности, чтобы вовремя реагировать на «красные флаги», правильно распределять средства и оптимизировать затраты на рекламу товаров и услуг.

Если у вас нет времени анализировать рекламу и оценивать её эффективность, оставьте заявку в форме ниже. Мы проведём бесплатный маркетинговый аудит вашей рекламы, проанализируем воронку продаж и разработаем стратегию, которая поможет получать больше лидов и клиентов.

Хотите увеличить продажи из контекста?
Отправьте заявку на бесплатный аудит вашей рекламы и разработку стратегии

Другие статьи блога